Умберто Эко (1932-2016).
Итальянский прозаик, семиотик, культуролог, эссеист, узнаваемый итальянский теоретик, доктор семиотики Болонского института, доктор философских наук, культуролог, журналист, создатель всемирно узнаваемых романов «Имя розы» (1980), «Маятник Фуко» (1988), «Полуостров прежнего денька» (1995), «Баудолино» (2000), лауреат бессчетных литературных премий (Strega, Viareg-gio, Anghiari).
Кавалер французского ордена за награды в литературе, ордена Маршала Мак Люена (ЮНЕСКО), ордена Знатного легиона, греческого ордена Золотой звезды, ордена Огромного Креста Итальянской республики, член Интернационального форума ЮНЕСКО (1992-1993), президент Интернациональной ассоциации семиотики и когнитивных исследовательских работ, академик Академии мировой культуры в Париже, Академии Болоньи, Интернациональной академии философии искусств, знатный доктор в более 30 институтах Европы, Азии и Америки.
Умберто Эко родился 5 января 1932 в Алессандрии (Пьемонт), в маленьком городе к востоку от Турина и к югу от Милана. Отец Джулио Эко, бухгалтер по профессии, ветеран 3-х войн, мама — Джованна Эко.
Выполняя желание отца, который желал, чтоб отпрыск стал адвокатом, Эко поступил в Туринский институт, где слушал курс по юриспруденции, но скоро оставил эту науку и занялся исследованием средневековой философии. Закончив университет в 1954 году, представив как диссертационную работу сочинение, посвященное религиозному мыслителю и философу Фоме Аквинскому. В этом же году устроился на работу на RAI (Итальянское телевидение), где был редактором программ по культуре, печатался в периодике.
В 1958 — 1959 годах служил в армии.
Этот плодовитый литератор пишет как на итальянском, так и на английском языке. Добавляя несколько фактов для полного представления об этой незаурядной личности, можно вспомнить достойные внимания рассказы Умберто Эко про себя самого. Из их предстает несколько эксцентричный человек, который, чтоб обосновать, что он не суеверный, специально бегает навстречу черным котам либо назначает экзамены на 13-е, чтоб похохотать над перепуганными студентами. Каждую свою книжку писатель заканчивал до собственного дня рождения (он родился 5 января 1932 года), а если не успевал этого сделать, то специально оттягивал до будущего года.
Роман «Баудолино» У. Эко, увлекшись, окончил в августе, и, волею судьбы, в сей день родился его 1-ый внук, которому создатель и предназначил эту книжку. При переводах, которые он курирует, Эко делает бессчетные исправления, делает разные варианты, так что, в итоге, один текст очень отличается от другого. Бессчетные издания, вышедшие в мире (произведения Эко перекладывались европейскими и восточными языками), указывали на гиперактивную работу создателя. Эко участвует в различных проектах: форумах, общественных лекциях, разработке CD, посвященного культуре барокко, и др., но за свою долгую карьеру ученого и литератора он только дважды выступал на телевидении, исключив эту форму коммуникации из собственной жизни. Может быть, тут сыграло роль то, что дела Эко с телевидением сложились не очень успешно — в 1959 году он был уволен с RAI.
В 1959 году Эко становится старшим редактором раздела «литература нон фикшн» миланского издательства «Бомпьяни» (где работаер до 1975) и начинает сотрудничать с журнальчиком «Verri», выступая с ежемесячной колонкой. Статьи, написанные в «Verri», составили выборку «Diario minimo» (1963), спустя практически три десятилетия вышла в свет 2-ая выборка «Diario minimo» (1992).
Потом начинается и очень насыщенная преподавательская академическая деятельность Эко. Он читает лекции по эстетике на факультете литературы и философии Туринского института и на строительном факультете Миланского политехнического института в 1961 -1964 годах, в различное время был доктором зрительных коммуникаций строительного факультета Флорентийского института, доктором семиотики Миланского политехнического института, Болонского института в 1975 году, заведующим кафедрой семиотики Болонского института, директором программ получения ученой степени из семиотики Болонского института (1986-2002), членом Исполнительного научного комитета института Сан-Марино (1989-1995), президентом Интернационального центра семиотических и когнитивных исследовательских работ, доктором Коллежу де Франс в Париже (1992-1993), читал цикл лекций в Гарвардском институте, был избран президентом Высшей школы гуманитарных исследовательских работ Болонского института, Итальянского института гуманитарных наук. Не считая того, читал курсы лекций в Нью-Йоркском, Йельскому, Колумбийском институтах, в институте Сан-Диего. Не считая семинаров и лекций, прочитанных в итальянских институтах и разных учреждениях, выступал с лекциями и вел семинары в разных институтах всего мира, также в таких культурных центрах, как Библиотека конгресса США и Союз писателей СССР.
Такие напряженные академические занятия, как ни удивительно, не мешали научной работе. Популярность к Эко-семиотике пришла после публикации книжки «Opera aperta» (1962), где он рассуждает об общих дилеммах культуры.
Последующие книжки, что потом вышли, демонстрируют, каким широким был круг научных интересов создателя и какими глубокими были его знания в самых различных областях науки и культуры. Посреди их: «Запуганы и соединены» (1964), произведение, где рассматриваются вопросы теории массовой коммуникации, «Поэтика Джойса» (1965), «Символ» (1971), «Домашний обиход» (1973), исследование, посвященное дилеммам истории культуры, «Трактат по общей семиотике» (1975), «На периферии империи» (1977), сочинение, также посвященное дилеммам истории культуры, «Интерпретация и гиперинтерпретация» (1992), «Поиски безупречного языка в европейской культуре» (1993), «Отложенный Апокалипсис» (1994), сборник, объединивший избранные эссе «5 эссе по этике» (1997), «Кант и утконос» (1997), исследование, посвященное вопросам эпистемологии, «Меж ложью и драматичностью» (1998), где создатель анализирует парадокс ереси в различного рода практиках, «О литературе» (2002), сборник, куда вошли переработанные в статьи общественные выступления Эко и фактически статьи. В собственных научных трудах Эко рассматривал как особые, так и личные трудности семиотики. В научных трудах, которые нередко написаны с юмором, показывается необыкновенный нрав Умберто Эко и потому их всегда приятно читать. Естественно, не считая юмора, теоретик захватывает собственной эрудицией, вдохновляет собственными поисками и раздумьями, его исследования, обычно, являются научной «провокацией» в наилучшем смысле этого слова.
Много сделал ученый для осмысления таких явлений, как постмодернизм и массовая культура. Постмодернизм, согласно Эко, не столько явление, которое имеет строго фиксированные хронологические рамки, а, быстрее, определенное духовное состояние, особенного рода игра, роль в какого вероятна и в этом случае, если участник не принимает постмодернистской драматичности, интерпретируя предложенный текст в особенности серьезно. Для массовой культуры свойственны определенные схемы, в противовес модернистской практике, что делает ставку на новшество и новизну. По мнению Эко, высочайшая и массовая эстетика в постмодернизме сближаются. Научные награды Эко связанные с вопросом семиотики.
Но глобальная слава пришла не к Эко-ученому, а к Эко-прозаику. 1-ый его роман «Имя розы» (1980), сходу попал в перечень бестселлеров. По признанию создателя, он поначалу желал написать детективную историю из современной жизни, но позже решил, что ему будет ещё увлекательнее выстраивать детективный сюжет на фоне средневековых декораций. Действие романа разворачивается в бенедиктинском монастыре в XIV веке, где происходит ряд загадочных убийств, которые, как считают, являются дьявольскими кознями. Но францисканец Вильгельм Баскервильский, наставник молодого Адсона из Мелька, от имени которого ведется повествование, методом логических умозаключений сделал вывод, что если бес и причастен к убийствам, то только косвенно. Невзирая на то, что, в конце концов, много логических загадок этим средневековым двойником Шерлока Холмса (о чем свидетельствует не только лишь его логический способ, да и само имя) разгаданы, содержание ряда убийств он сообразил ошибочно, а поэтому и не сумел предупредить ни об одном из злодеяний, которые осуществились во время его пребывания в монастыре.
В общем, детективная составляющая — никак не основная в этом квази-историческом романе, где посреди иных персонажей находятся и реальные лица. Для создателя так же принципиально противопоставление 2-ух типов культур, что символизируют фигуры Вильгельма Баскервильського и слепого монаха Хорхе Бургоського.
Книги:
Маятник Фуко (слушать онлайн)
|