Прежде чем начать тренировать свои чувства, проделайте очистительные упражнения. Вы станете восприимчивее, и подготовка пройдет успешнее.
Представьте себе водопад — большой и прекрасный: Вода приятно освежает. Вы ощущаете, как вода омывает вас снаружи и внутри. Она вас очищает, внутренне просветляет. Вымывается все ненужное, негодное, старое, отжившее. Вы чувствуете облегчение, сбросив весь балласт. Вода очищает вашу ауру, наполняет вас гармонией.
Теперь необходимо пробудить пять осознанных чувств, что позволит раскрыться «шестому».
Зрение
Закройте глаза, не напрягайтесь. Представьте себе темную точку, удержите это представление. Естественно, при этом вам не удастся полностью отвлечься от своих мыслей. Не обращайте на них внимания, пусть они приходят и уходят.. Когда мысли успокоятся, перед вашим духовным взором должно предстать «зрение».
«Разглядите» геометрические фигуры: окружность, треугольник, четырехугольник. Если вам это удастся, изобразите эти фигуры на листе бумаги и смотрите на них до тех пор, пока не сможете «увидеть» эти изображения с закрытыми глазами. Что вы при этом ощущаете?
А теперь проделайте это упражнение с числами. Посчитайте от 1 до 10. Постарайтесь увидеть каждое число целиком и совершенно отчетливо.
Поупражняйтесь с предметами. Выберите те, которые вам хорошо известны, например любимую вазу. Четко представьте себе материал, из которого она сделана, ее форму, изображенный на ней рисунок. Своим «духовным взором» вы должны увидеть вазу во всех деталях.
«Разглядите» цвета. Все желтое. Вы видите только этот великолепный насыщенный желтый цвет. Потренируйтесь с другими цветами. Вбирайте в себя каждый из них во всей полноте, пока не пропитаетесь цветом.
Теперь очередь картины или фотографии. Всмотритесь в картину, обратите внимание на детали, на краски, на каждую мелочь. Дайте картине возможность воздействовать на вас, не размышляйте. Заслоните картину и закройте глаза. Воспроизведите картину во всех подробностях перед своим «духовным взором». Откройте глаза и отметьте все детали, которые вы запомнили. Сравните заметки с картиной. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не запомните картину полностью и не опишете ее во всех подробностях.
А вот упражнение, которое можно проделать вместе с кем-то из родных или друзей. Вы закрываете глаза и снимаете напряжение. Кто-нибудь из группы рисует на листке бумаги какую-то фигуру, например окружность или волнистую линию. Но рисунок должен остаться недоконченным. Откройте глаза и дорисуйте начатое сразу же и без размышлений. Не напрягайтесь, не задумывайтесь — просто рисуйте.
Осязание
Подержите в руках различные материалы, например бумагу, шелк, шерсть, дерево, стекло, камень, или просто прикоснитесь к ним. При этом сосредоточьте внимание на руках, ладонях, кончиках пальцев. Пусть полученное ощущение проникнет в глубь вашего сознания. Проследите за этим. Что с вами произойдет?
Теперь, взяв предметы в руку, внимательно ощупайте их, со всей определенностью почувствуйте своеобразие материала, температуру, мягкость или шероховатость каждого из предметов. Проследите за самим процессом восприятия. Поупражнявшись в течение недели, чрезвычайно обострите свое осязание.
Обоняние
Старайтесь выделить и назвать воспринимаемые вами запахи, например во время приготовления еды. Сможете ли вы по запаху определить, какие в пищу добавлены специи? «Чуете» ли вы, что печется: хлеб или пирожное? Научитесь узнавать по запаху цветы. Закройте глаза и пусть вас проведут по цветнику, а вы «принюхивайтесь» и называйте цветы.
Каждый человек обладает свойственным только ему, в большинстве случаев очень тонким запахом тела. Попытайтесь по запаху узнать близкого вам человека. Обратите внимание на парфюмерию, которой пользуются ваши друзья и знакомые и запомните эти запахи. Затем представляйте себе тот или иной запах до тех пор, пока не почувствуете его. Какие процессы при этом в вас происходят?
Научитесь различать ароматы, носящиеся в воздухе. Как пахнет во время долгожданного летнего ливня, после удушливой жары? Каков запах влажной земли? Запомните запах первого снега или надвигающейся грозы. Сможете ли вы предсказать погоду по запаху?
Вкус
Это очень приятное упражнение. Тренируйте вкусовую чувствительность, во всей полноте представляя себе вкус любимых блюд. Например, пусть во рту растает шоколадная конфета. Если ваше представление действенно, рот наполнится слюной. Так же иллюзорно продегустируйте различные фрукты или сорта вин, представьте себе вкус молочного шоколада, лимонного мороженого, хлеба с чесноком, виноградного сока, шампанского. Такие пробы бескалорийны. Что при этом происходит в вас?
Слух
Осознанно вслушайтесь во все шумы, создаваемые окружением. Выберите один какой-нибудь и сосредоточьте на нем все внимание. Начните с простого упражнения. Внимательно прислушайтесь к голосу собеседника или радиодиктора, специально отметьте интонацию, особенности произношения. Затем перейдите к следующему упражнению. Выделите в смешении шумов один звук или голос. Вы будете слышать только его, все остальное вы будете воспринимать лишь как фон. Попытайтесь в утреннем щебете птиц выделить голос какой-нибудь одной птицы или на концерте звучание какого-то одного инструмента. Пусть подхваченная мелодия станет для вас лейтмотивом.
Припомните манеру выражаться, характерную для какого-то вашего знакомого, и представьте себе, как он произносит любимую присказку. Вы буквально услышите знакомый голос. Обратите внимание не только на содержа-
ние фразы, но и на модуляции, произношение. Поупражняйтесь, представляя себе разных людей.
Осознанно вслушивайтесь в любые шорохи, например в тихой квартире. Что вы ощутите, услышав, как щелкнул холодильник, как фикус уронил лист?
Кроме названных пяти чувств, человек обладает и другими, например чувством речи, мышления, своего Я, равновесия, движения, теплоты, деловым чутьем, вкусом к жизни.
Займемся чувством мышления. Высказывая или записывая мысль, мы ошибочно полагаем, что ее можно исчерпывающе выразить словами. Но мысли тесно связаны с пластическими, образными представлениями, которые зачастую трудно облечь в слова. Свои конкретные идеи мы, бывает, губим из-за отсутствия нужных слов.
Это означает, что выбор слов должен быть обдуманным. Слушателю также приходится вдумываться в услышанное, чтобы уловить смысл. Объем мысли превышает все, что можно выразить словесно. Язык служит лишь оболочкой, переносчиком знаний, сообщений, выводов.
Чувство речи зависит не только от нее самой, но и от сочетания слов, представлений и мыслей. Как видите, это сложнее, чем обычно предполагается.
Чувство своего Я охватывает личность в целом. Когда вы говорите о себе, вы имеете в виду тело, дух и душу. Входя в соприкосновение с реальностью, заключенной в других людях, вы постигаете их сущность, понимаете, что они вашего рода, равноценны вам. Осознание этого факта приводит к повышению самооценки. Не существует неполноценных личностей или народов. Ощущение собственного Я помогает следовать заповеди: «Возлюби ближнего, как самого себя». Из чувства собственного Я произрастают самосознание и любовь к человечеству.
Чтобы повысить восприимчивость, требуется воспитание чувств. Тогда видение превратится в восприятие, а к интуиции будут подключены все органы чувств.
Переходя от Я к собственной сущности, мы осознаем, что постоянно получаем информацию на уровне интуиции. Этим путем мы узнаем обо всем важном для жизни. Когда мы «в сознании», то способны к целостному, холистическому восприятию. Мы в состоянии даже настроиться на частоту, характерную для другого человека или свойственную какой-то вещи, принять для кого-то сообщение, которого тот не понимает или отвергает. Интуиция не ограничена ни пространством, ни временем, поэтому можно черпать информацию из любого периода и с любой территории. Мы способны интуитивно постигать прошлое, сознательно к нему обратившись. Интуиция позволит нам передавать сообщения, напомнить о телефонном звонке, назначить встречу, сколь бы невероятным это ни казалось. Но мы-то знаем, что интуиция беспредельна, не знает проторенных путей, а возможности ее превышают всякое воображение.
Положившись лишь на рассудок и на чувственное восприятие, мы не вступим в контакт со своей интуицией. Ее призыв, импульс, мы, быть может, и отметим, но рациональность воспрепятствует их осознанию.
Некоторые люди всецело полагаются на рассудок и совершенно недосягаемы для интуиции. Другие, хотя и воспринимают ее сигналы, но как нечто весьма отдаленное, поскольку связь с ней очень слаба. Решиться поверить этому тихому голосу трудно. Рассудок отделяет нас от нашей истинной сущности. Это сужает рамки восприятия и вызывает конфликты с реальностью.
Перейдя от Я к собственной сущности мы постигнем реальность целиком. Тогда в нашем распоряжении окажутся две возможности восприятия: внешняя, обеспеченная пятью физическими чувствами и интуитивная со всеми духовными средствами. Прекрасно, что при этом ни от чего не придется отказываться, следует лишь овладеть некоторыми навыками — и мы обретем нужную способность.
Интуиция это истина реальности, поэтому она безошибочна.
Психоаналитик Юнг считал интуицию одной из основных человеческих способностей, наряду с мышлением, восприимчивостью и волей. Все они поляризуемы. В мышлении различают рациональное, аналитическое и осознанное, синтетическое. Чувства подразделяют на телесные и более тонкие («чутье»). Воля противопоставляет жадность и эгоизм более возвышенным желаниям, а интуиция — неосознанные функции инстинкта сверхсознателыюй всеобъемлющей ориентации интуиции. В переходный период мы находим подспорье в логическом мышлении. К сожалению, многие так и остаются в этой фазе, не прогрессируют, не постигают реальность, не просветляются. Они «застревают», о чем свидетельствует их жизненный путь.
Осознайте интуицию во всей ее полноте. Вы откроете в себе целый мир, вы носите в себе мудрость всех времен. Часто вы сами ощущаете свою интуицию, но не можете целенаправленно активизировать ее. Преодолевая собственные границы, мы обретем легкость при овладении всеми своими возможностями. Даже не обучаясь в строгом смысле этого слова, но лишь вспоминая, мы можем применить эффективные методы высвобождения интуиции. Одно из важнейших упражнений нацелено на установление покоя в мыслях и всестороннее улучшение восприятия.